Общие правила инклюзивного общения
с людьми с особенностями здоровья
с людьми с особенностями здоровья
Автор правил: Карен Мейер
Когда вы разговариваете с человеком, имеющим инвалидность, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка.
Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске или хвататься за трость – то же самое, что опираться или виснуть на ее владельце или хватать человека за глаз. Специализированные устройства для людей с инвалидностью – это часть неприкосновенного личного пространства человека.
Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку, даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, не забывайте поздороваться и назвать себя и тех людей, которые пришли с вами.
Когда вы беседуете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если вы не поняли, не стесняйтесь переспросить.
Не смущайтесь, если сказали: «Увидимся», – или: «Вы слышали об этом…?» – тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто умеет читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки, закрывающие рот) не мешало.
Обращайтесь с взрослыми с инвалидностью как со взрослыми людьми. Инвалидность – не повод для фамильярности.
Правило главное и заключительное: если вы сомневаетесь, как правильно себя вести в той или иной ситуации, положитесь на свой здравый смысл. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Главное, если вы стремитесь быть понятым – вас поймут. Не бойтесь шутить. Хорошая шутка поможет наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважайте. Тогда все будет хорошо!
Взаимодействие с человеком, передвигающимся на коляске
Специальные рекомендации:
Для входа человека в инвалидном кресле при наличии выносного пандуса или подъемника, работник:
1) представляется, называя своё имя и должность;
2) устанавливает выносной пандус или подъемник;
3) помогает человеку с инвалидностью войти;
4) закрепляет кресло-коляску страховочными ремнями для предотвращения передвижения и опрокидывания.
В доступном для людей на инвалидном кресле пространстве необходимо проводить регулярную профилактику установленного оборудования.
1) представляется, называя своё имя и должность;
2) устанавливает выносной пандус или подъемник;
3) помогает человеку с инвалидностью войти;
4) закрепляет кресло-коляску страховочными ремнями для предотвращения передвижения и опрокидывания.
В доступном для людей на инвалидном кресле пространстве необходимо проводить регулярную профилактику установленного оборудования.
При взаимодействии с людьми, испытывающими трудности при передвижении,
необходимо помнить следующие моменты:
необходимо помнить следующие моменты:
Представьтесь, назовите ваше имя и должность.
Если вас попросили помочь закатить коляску, начинайте катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
Невысокие препятствия и пороги необходимо преодолевать под прямым углом во избежание перекоса и застопоривания передних колес.
Начать катить коляску без согласия человека с инвалидностью — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Съезд с высоких бордюров лучше осуществлять задом во избежание вываливания человека из коляски.
Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Подъем на лестничные пролеты необорудованные пандусами, совершать при обязательной страховке спереди и сзади коляски.
Взаимодействие с незрячим или слабовидящим человеком
При взаимодействии с людьми, испытывающими трудности при передвижении,
необходимо помнить следующие моменты:
необходимо помнить следующие моменты:
Представьтесь, назовите ваше имя и должность.
Если вас попросили помочь закатить коляску, начинайте катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
Невысокие препятствия и пороги необходимо преодолевать под прямым углом во избежание перекоса и застопоривания передних колес.
Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Съезд с высоких бордюров лучше осуществлять задом во избежание вываливания человека из коляски.
Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Подъем на лестничные пролеты необорудованные пандусами, совершать при обязательной страховке спереди и сзади коляски.
Взаимодействие со слабослышащими и глухими людьми
Специальные рекомендации по взаимодействию с неслышащим
и слабослышащим человеком
и слабослышащим человеком
Дайте знак! Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать — воздушным "зовом" руки или прикосновением к плечу. Заговорите только после того, как он обернётся и посмотрит на вас, установите контакт.
Следите за темпом речи. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчёркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
Договоритесь о способе общения. Не всегда требуется знать «язык жестов», чтобы общаться с человеком, у которого снижен или отсутствует слух. Человек может уметь читать «по губам», или слышать только одним ухом, или может попросить общаться с ним письменно. Уточните о желательном способе общения.
Скажите «нет» громкости. Говорите не слишком громко — снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам.
Переписка. Разумеется, если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, то её следует написать, сообщить по факсу, электронной почте или любым другим способом. Главное, чтобы она была передана и понята. Если же человек демонстрирует при переписке плохое знание словесного языка, то постарайтесь писать простые фразы. Убедитесь, что вас поняли.
Будьте терпеливы. Даже если человек пользуется слуховым аппаратом, ему приходится нелегко. Будьте терпеливы и добродушны. Не забывайте о важной роли среды общения. В больших или многолюдных помещениях общаться труднее — часто мешают психологический дискомфорт, яркое солнце или полумрак.
Переводчик жестового языка. Если вы общаетесь через переводчика жестового языка, помните, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Переводчик жестового языка. Если вы общаетесь через переводчика жестового языка, помните, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Общайтесь взглядами и мимикой. Разговаривая с человеком, смотрите прямо на него — он будет следить за выражением вашего лица, для него это важно. Не затемняйте своё лицо, не загораживайте его. Активно используйте выражение лица, жесты, телодвижения, когда хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Существует несколько типов и степеней снижения слуха. Соответственно, есть много способов общения с людьми, которые испытывают такие затруднения. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, спросите у вашего собеседника прямо.
Взаимодействие с людьми с ментальными особенностями
При взаимодействии с людьми, с ментальными особенностями
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с другими людьми.
Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.
Специальные рекомендации по взаимодействию с человеком с психическими особенностями:
Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что – плохо.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.
Полезные видео
Что чувствуют люди с РАС
Авторы: DS Video
Правильная помощь инвалиду на коляске
Авторы: Каминская Ксения и Юлия
«Давайте знакомиться», правила общения с глухими
Авторы: Всероссийское Общество Глухих
Мультфильм «Про Диму»
КОМАНДА: Автор / сценарист проекта - Наталья Ремиш; Режиссер - Ришат Гильметдинов; Композитор - Олег Литвишко; Художники - Ануш Микаелян и Полина Пономарева; При участии студии «Паровоз».
Аутизм — невидимая инвалидность. Спросите, как вы можете помочь?
Accept Difference Understanding Disability and Inclusion
Видеоролики проекта «Инклюзивный музей»
in-museum.ru
Люди с инвалидностью. Этикет
Люди с инвалидностью. Терминология
Люди с инвалидностью.
Социальный подход к инвалидности
Социальный подход к инвалидности
Ребёнок с синдромом Дауна в музее
Ребёнок с ДЦП в музее
Что такое инклюзивный музей
Проект «Инклюзивный музей»
Нацелен на развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами, а также на формирование в музеях доступной среды.
Организаторы: ИКОМ России, благотворительный фонд «Вклад в будущее», инклюзивный социальный проект «Колесо Обозрения».
Организаторы: ИКОМ России, благотворительный фонд «Вклад в будущее», инклюзивный социальный проект «Колесо Обозрения».
Онлайн-видеокурс:
«Посетители с особыми потребностями в учреждениях культуры»
«Посетители с особыми потребностями в учреждениях культуры»
* курс разработан в рамках V Всероссийской открытой научно-практической конференции в
Екатеринбурге
Екатеринбурге