Общие правила инклюзивного общения
с людьми с ОВЗ
Автор правил: Карен Мейер, Национальный центр доступности США
Когда вы разговариваете с человеком, имеющим инвалидность, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка.
Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку, даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, не забывайте поздороваться и назвать себя и тех людей, которые пришли с вами.
Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если вы не поняли, не стесняйтесь переспросить.
Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми людьми. Инвалидность – не повод для фамильярности.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто умеет читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки, закрывающие рот) не мешало.
Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске или хвататься за трость – то же самое, что опираться или виснуть на ее владельце или хватать человека за глаз. Специализированные устройства для инвалидов – это часть неприкосновенного личного пространства человека.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.
Когда вы беседуете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
Не смущайтесь, если сказали: «Увидимся», – или: «Вы слышали об этом…?» – тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Правило главное и заключительное: если вы сомневаетесь, как правильно себя вести в той или иной ситуации, положитесь на свой здравый смысл. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Главное, если вы стремитесь быть понятым – вас поймут. Не бойтесь шутить. Хорошая шутка поможет наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважайте. Тогда все будет хорошо!
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ, ПЕРЕДВИГАЮЩИМСЯ НА КОЛЯСКЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ЧЕЛОВЕКОМ НА КОЛЯСКЕ
Для входа человека в инвалидном кресле при наличии выносного пандуса или подъемника, работник:
1) представляется, называя своё имя и должность
2) устанавливает выносной пандус или подъемник
3) помогает инвалиду войти
4) закрепляет кресло-коляску страховочными ремнями для предотвращения передвижения и опрокидывания
В доступном для людей на инвалидном кресле пространстве необходимо проводить регулярную профилактику установленного оборудования
При взаимодействии с людьми, испытывающими трудности при передвижении,
необходимо помнить следующие моменты:
Представьтесь, назовите ваше имя и должность.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Если вас попросили помочь закатить коляску, начинайте катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Невысокие препятствия и пороги необходимо преодолевать под прямым углом во избежание перекоса и застопоривания передних колес.
Съезд с высоких бордюров лучше осуществлять задом во избежание вываливания человека из коляски.
Подъем на лестничные пролеты необорудованные пандусами, совершать при обязательной страховке спереди и сзади коляски.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕЗРЯЧИМ ИЛИ СЛАБОВИДЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С НЕЗРЯЧИМ ИЛИ СЛАБОВИДЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Белая трость – отличительный признак незрячего человека.
Обращайтесь к незрячему человеку, подойдя к нему. Тогда ему будет ясно, что говорят именно с ним.
Прежде чем предложить помощь, поздоровайтесь, назовите свое имя и должность, говорите нормальным голосом. Помните – человек незрячий, но слышит хорошо.
Если вы помогаете незрячему человеку перемещаться, нельзя хватать его за трость или сумку, поскольку это причиняет неудобство и может вызвать непонимание ваших
намерений. Вместо этого лучше взять незрячего человека, например, за рукав одежды. Направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите.
Предлагая незрячему человеку присесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку сиденья или подлокотник.
Прежде, чем оказывать ту или иную помощь, следует её предложить. Не надо настаивать, если незрячий человек отказывается от вашей помощи.
Помимо тактильной трости, с незрячим человеком может быть собака-поводырь. В общественные места допускаются собаки-поводыри при наличии документа, подтверждающего, что животное прошло специальное обучение. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
Видя на остановке человека с белой тростью, следует объявить номер маршрута. Это поможет незрячему быстрее сориентироваться, нужен ему именно этот транспорт или нет
В том случае, если в транспорте общественном месте не объявляются остановки или нет явных ориентиров в пространстве, следует поинтересоваться у незрячего пассажира, нужно ли ему подсказать, когда будет его остановка или как пройти в нужное ему место.
Если вам необходимо передвигаться по неустойчивой поверхности во время движения транспорта, старайтесь следовать правилу трех точек опоры: человек должен всегда опираться на три точки – это могут быть две ноги, стоящие на полу, и одна рука, держащаяся за поручень, или любая другая подобная комбинация.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков и резких движений, не держите человека за руку, в которой он или она держит трость.
При сопровождении незрячего или слабовидящего человека в переходе по лестнице, остановитесь перед ступеньками и дайте знать, что вы начинаете движение.
При обращении к незрячему человеку слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он понял, что вы обращаетесь именно к нему
Даже если незрячий человек пришел с сопровождающим, то обращайтесь к нему напрямую, а не через посредника. Не говорите о незрячем человеке с его сопровождающим в третьем лице, он сам может ответить на все Ваши вопросы
Прежде чем оказать ему любую помощь, спросите, нуждается ли он в ней, если нуждается, то уточните, как именно вы можете помочь, и он сам Вас сориентирует
Если Вы сопровождаете незрячего человека с собакой-поводырем, то подойдите к нему справа (так как слева находится собака) и предложите ему взять себя под руку
Вы можете предложить гостю оставить собаку под присмотром сотрудника театра в спокойном месте, чтобы не брать ее с собой в зрительный зал (для удобства самого человека и других зрителей). Это может быть отдельная комната или уголок в фойе/гардеробе.
Поинтересуйтесь у владельца собаки, какие правила должен соблюдать сотрудник, который будет за ней присматривать: что делать можно, а что нельзя.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕСЛЫШАЩИМ И СЛАБОСЛЫШАЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С НЕСЛЫШАЩИМ И СЛАБОСЛЫШАЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Дайте знак! Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать — воздушным "зовом" руки или прикосновением к плечу. Заговорите только после того, как он обернётся и посмотрит на вас, установите контакт.
Договоритесь о способе общения. Не всегда требуется знать «язык жестов», чтобы общаться с человеком, у которого снижен или отсутствует слух. Человек может уметь читать «по губам», или слышать только одним ухом, или может попросить общаться с ним письменно. Уточните о желательном способе общения.
Переписка. Разумеется, если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, то её следует написать, сообщить по факсу, электронной почте или любым другим способом. Главное, чтобы она была передана и понята. Если же человек демонстрирует при переписке плохое знание словесного языка, то постарайтесь писать простые фразы. Убедитесь, что вас поняли.
Переводчик жестового языка. Если вы общаетесь через переводчика жестового языка, помните, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Следите за темпом речи. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчёркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
Скажите «нет» громкости. Говорите не слишком громко — снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам.
Будьте терпеливы. Даже если человек пользуется слуховым аппаратом, ему приходится нелегко. Будьте терпеливы и добродушны. Не забывайте о важной роли среды общения. В больших или многолюдных помещениях общаться труднее — часто мешают психологический дискомфорт, яркое солнце или полумрак.
Проводите досуг вместе. Ходите в кинотеатр на фильмы с субтитрами, играйте в шашки и шахматы, устройте пикник на пляже или в парке, поиграйте в снежки…. Вариантов очень много! Улыбайтесь и искренне выражайте эмоции, тогда живость общения и отклик будут обеспечены вам в любой ситуации.
Общайтесь взглядами и мимикой. Разговаривая с человеком, смотрите прямо на него — он будет следить за выражением вашего лица, для него это важно. Не затемняйте своё лицо, не загораживайте его. Активно используйте выражение лица, жесты, телодвижения, когда хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ С ПСИХИЧЕСКИМИ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
Не говорите "свысока". Не думайте, что вас не поймут. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте возможность
вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте возможность
вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же
опыт, как и любой другой взрослый человек.
Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы
обращались с другими людьми.
Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.
Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них
хорошо, а что – плохо.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться с волнением.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас
есть для этого основания.
Учебно-кинологический центр "Собаки-помощники инвалидов" и их проект "Мы рады собакам-поводырям"
Презентация проекта и основные правила общения с незрячим человеком и его собакой-поводырем
Презентация проекта "Мы рады собакам-поводырям! " с 2003 года специалисты центра обучают собак-поводырей для незрячих людей. Подготовленные специалистами собаки передаются незрячим и слабовидящим людям по всей стране.
В апреле этого года они запустили проект о создании доступной и дружелюбной среды для владельцев собак-поводырей.
ЭТИКА И ТЕРМИНОЛОГИЯ
Допустимо
Человек с инвалидностью
Термин "инвалид" допустим, но не рекомендуется к употреблению в речи и в текстах.
Недопустимо
Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями, больной; искалеченный, покалеченный, калека;неполноценный; человек с дефектом/недостатком здоровья.
Допустимо
Человек без инвалидности
Недопустимо
Нормальный/здоровый
Допустимо
Человек, использующий инвалидную коляску; человек, передвигающийся на коляске; человек на коляске, человек на кресле-коляске.
Недопустимо
Прикованный к инвалидной коляске, паралитик,парализованный, "колясочник", человек на кресле-каталке.
Допустимо
Человек с инвалидностью с детства / с врожденной инвалидностью
Недопустимо
Врожденный дефект/увечье/несчастье
Допустимо
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП.
Недопустимо
Страдает ДЦП, болеет ДЦП, "децепешник".
Допустимо
Человек с особенностями развития/ человек с ментальной инвалидностью/ с особенностями интеллектуального развития
Недопустимо
Умственно отсталый, неполноценный, слабоумный, "тормоз", имбецил, дебил, отсталый, человек с задержкой/отставанием/нарушением развития, с интеллектуальной недостаточностью, с умственной отсталостью.
Допустимо
Дети с инвалидностью
Недопустимо
Дети-инвалиды
Допустимо
Дети с особыми образовательными потребностями, официальный термин-"дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)"
Недопустимо
Больные,неполноценные,ненормальные,увечные
Допустимо
Человек с синдромом Дауна,ребенок (дети) с синдромом Дауна.
Недопустимо
"Даун", "монголоид", "даунята", (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна.
Допустимо
Человек (ребенок) с аутизмом, официальный термин -"человек с расстройством аутистического спектра"(РАС)")
Недопустимо
Больной аутизмом, аутист
Допустимо
Человек с эпилепсией
Недопустимо
Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками
Допустимо
Человек с особенностями психического развития,человек с особенностями эмоционального развития
Недопустимо
Псих, сумасшедший, с психиатрическими проблемами, душевнобольной
Допустимо
Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению
Недопустимо
Слепой, подслеповатый человек с нарушением зрения
Допустимо
Неслышащий, слабослышащий, человек с инвалидностью по слуху
Недопустимо
Глухонемой, глухой человек(ребенок) с нарушением слуха
Допустимо
Говорящий на жестовом языке
Недопустимо
Немой
Полезные видео
Что чувствуют люди с РАС
Авторы: DS Video
Правильная помощь инвалиду на коляске
Авторы: Каминская Ксения и Юлия
"Давайте знакомиться", правила общения с глухими
Авторы: Всероссийское Общество Глухих
Жестовое пение
Клип из кинокартины "Пыль"
Песня группы КИНО (Виктор Цой)
"Хочу перемен!"
Мультфильм «Про Диму»
КОМАНДА: Автор / сценарист проекта - Наталья Ремиш; Режиссер - Ришат Гильметдинов; Композитор - Олег Литвишко; Художники - Ануш Микаелян и Полина Пономарева; При участии студии «Паровоз».
Аутизм- невидимая инвалидность
СПРОСИТЕ, КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ?
Accept Difference Understanding Disability and Inclusion
Видеоролики проекта "Инклюзивный музей"
in-museum.ru
Люди с инвалидностью.
Этикет
Люди с инвалидностью.
Терминология
Люди с инвалидностью.
Социальный подход к инвалидности
Ребенок с синдромом Дауна в музее
Ребенок с ДЦП в музее
Что такое инклюзивный музей?
Проект «Инклюзивный музей»
нацелен на развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами, а также на формирование в музеях доступной среды.
Организаторы: ИКОМ России, благотворительный фонд «Вклад в будущее», инклюзивный социальный проект «Колесо Обозрения».
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ
II ВСЕРОССИЙСКОЙ ОТКРЫТОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Создание инклюзивного пространства"
2016 год