История Артема


 фотограф Валерия Можайко, студия "Veranda"

Артем Арзамасцев был усыновлен 4-месячным малышом с диагнозом «порок сердца». Сотрудники дома малютки, передавая новым родителям  младенца в пеленках, плакали, потому что думали, что они откажутся  от него из-за диагноза. Никто  в тот момент не знал, как сложится дальнейшая судьба ребенка.


Мальчик рос красивым и умным. В год он знал весь алфавит, все цвета с оттенками, мог узнавать слова и словосочетания в тексте. В полтора года Теме поставили диагноз «миопатия» мышц рук и ног, подтвержденный результатами электронейромиографии. Маме выдали заключение, от которого все знакомые врачи приходили в ужас. Согласно этому заключению, страдания ребенка должны были быть мучительными, и закончится смертью в возрасте примерно 12 лет. Поступило предложение сдать ребенка обратно, государству.


Мама Артема не верила во все это с самого начала. Она забросила заключение в долгий ящик стола, а пессимистичных врачей сменила на оптимистичных. Она  наслаждалась материнством и думала только о хорошем. Когда Теме было уже три года, он был весел, активен и прекрасно развит физически. И тогда мама случайно нашла это заключение. Сначала она повесила его перед собой, чтобы бесконечно удивиться этой жизни, а потом порвала и выбросила.


С тех пор мама Артема доверяет только себе и бесконечно верит в своего ребенка. Да, у него есть диагноз «аутизм». Но он прекрасно развивается, просто по-особенному, по-своему. Он сам научился читать. Он сам осваивает учебники по алгебре и физике, ему никто ничего не объясняет. Ему интересно наблюдать за людьми, их реакциями и эмоциями. Он понимает свои проблемы в области социализации. Артем готовится к этой жизни: думает, что надо придумать свои модели общения с людьми, чтобы его понимали. Тема абсолютно уверен в том, что люди будут его любить, и он будет их любить. И мама Артема в это верит, а как же иначе?


История Гриши 



 фотограф Ксения Лашкова



Грише Клещеву 8 лет. Он растет в многодетной семье. У него есть мама Аня, папа Миша и еще две сестры и брат. Самой младшей, Соне, 5 лет, брату Феде - 10 лет, старшей сестре Саше- 22 года. 


Мама Аня познакомилась с папой Мишей 23 года назад. С тех пор они не расставались и сохранили романтические чувства друг к другу. Анну с мужем объединяет не только совместное хозяйство и дети, которых, кстати сказать, у них четверо, а еще и профессиональные интересы.


По словам Анны, когда они с будущим мужем Михаилом задумались о создании семьи, за душой у них не было ни гроша. Не было не только квартиры, но даже мебели в нее. Поэтому Анна с мужем получали образование, делали карьеру и зарабатывали деньги. Сейчас Миша вырос до начальника отдела дизайна в банке, а Анна полностью посвятила себя детям, не только как мама, но и как специалист.

 

Четверо детей в семье -это определенные хлопоты и заботы. Но дело даже не в количестве. Дело в том, что у Гриши в 2 года обнаружились признаки аутизма. С тех пор львиная доля времени родителей уходит на реабилитацию. Аутизм - это совсем не легкая «модная болезнь» для профессиональных программистов, как ее иногда представляют. Ее у нас в стране лечат психиатры, и на первый взгляд, воспитывать в России ребенка с аутизмом практически нереально. Но можно, и поэтому родители не опускают рук.

Гриша довольно общительный и дружелюбный с теми, кто ему нравится. Он любит технику и разные механические «штуки», обожает музыку, постоянно смотрит клипы и поет, причем на разных языках.

 

Грише невероятно повезло родиться в многодетной семье. У них в доме всегда шум, гам и игры. По выходным семья выбирается в кино, в парки, на природу. Словом, социализация ребенка происходит  непрерывно, почти 24 часа в сутки.

 практически нереально. Но можно, и поэтому родители не опускают рук. 


С учебой дела обстоят немного сложнее. По образовательным стандартам, Гриша должен быть уже вполне готов к школе: он должен уметь считать, знать буквы, читать стихи … Где-то внутри себя он все это делать умеет, но во внешний мир это не выдает. И в любой момент может забыть. Но вся семья помогает Грише справиться с проблемой, и они обязательно победят!


Опыт проекта "Невидимая соната". Два года деятельности.



 Танцевально-практическая арт-инклюзия с участием незрячих юных и взрослых людей.




Инклюзивный арт-проект «Невидимая соната» зародился в 2015 году с целью создания спектаклей, танцевально-пластических миниатюр и концертных номеров с участием полностью слепых людей и артистов пластического жанра. Поиск форм совместного существования таких исполнителей в сценических обстоятельствах и, как следствие – получаемый образец арт-инклюзии, качественный театральный продукт – это основное направление деятельности "Невидимой сонаты". 


Проект реализуется c помощью специально сформированного  для этих целей Творческого  союза «СоБытие» - коллектива энтузиастов, в настоящее время актив которого состоит из четырех человек: куратора и хореографа-постановщика – Андрея Захарова, ассистента постановщика и танцовщицы – Марии Мякишевой, координатора по связям с сообществом незрячих - Натальи Черепановой и дизайнера-сценографа – Анны Возженниковой.


Эта команда на протяжении двух лет осуществляла постановку трех инклюзивных танцевально-пластических спектаклей с участием трех полностью незрячих школьников общей продолжительностью 75 минут. Помимо этого, были осуществлены два крупных несценических инклюзивных перформанса в музейных пространствах: один – в Музее истории Екатеринбурга, другой – в Зале свободы Музея Первого Президента в Ельцин-центре. 


Концертные номера, созданные в рамках проекта, вписались в инклюзивное танцевальное движение, набирающее обороты в России. Последовательно в 2015, 2016 и 2017 годах концертные инклюзивные дуэты «На планете», «С тенью» и «Не пасодобль!» стали Лауреатами 1 степени на московском Международном фестивале «Inclusive dance».


Основной акцент в деятельности проекта ставился на работу с детьми, родившимися незрячими – учениками Верхнепышминской школы-интерната имени С. А. Мартиросяна, родители которых являются членами Свердловской областной общественной организации родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир». Каждый из этих ребят в  Творческом союзе считается приглашенным артистом.


 Специально для них создано три оригинальных театральных постановки. Перед каждым ребенком  в рамках его роли стоят различные тактильные задачи: манипуляции с предметами реквизита и взаимодействия с партнерами. Каждый из предметов реквизита несет в себе некий абстрактный, аллегорический или конкретный культурологический символ.


Первая постановка носит название  «На планете». Это 16-минутный дуэтный спектакль-миниатюра с участием незрячей девочки Насти Черепановой. Работа создана в 2015 году за 1,5 месяца. И с тех пор была презентована зрителю четырежды. Среди этих выступлений – показ на фестивале «особых театров» ПРОТЕАТР в сентябре 2016 года в Москве. С тактильными задачами дети справлялись при помощи картонных труб с внутренней ручкой, декорированных под березовую кору, используемые как жесткие рукава, еще одной синей  трубки и сетки. 


Вторая работа – спектакль-миниатюра «Подлунные мифы», 22-х минутное трио с участием незрячего мальчика Андрея Михеева. Работа создана в 2016 году за 4 месяца. С тех пор она была презентована зрителю четырежды. Среди этих выступлений – показ на московском фестивале «Inclusive dance» в октябре 2017 года в рамках специального вечера «Open Social Art: инклюзивные пластические спектакли». Тактильные задачи ребята выполняли с помощью гибкого обруча, круга с натянутой тканью, картонных коробок, синей трубы и сетки.


Третья работа называется «Легенда». Это 35-минутный спектакль с участием 8 человек, среди которых три незрячих ребенка - Настя Черепанова, Андрей Михеев и Артём Паршуков.  Также  в спектакле участвуют два основных зрячих артиста и три арт-волонтера (двое из которых – родители участвующих детей). Работа создавалась на протяжении всего 2017 года с перерывами. В июне была презентована первая часть спектакля в эскизном варианте. Показ состоялся на первом самостоятельном для Творческого союза театральном концерте на площадке театра «Щелкунчик». Полноценная премьера прошла через полгода в январе в рамках второго подобного концерта. Тактильные задачи: ленты,  пенопластовые шарики, диски-здоровье, подушки, прозрачные трубки-антенны, талисманы - венок, костяные крылья, змей.


Особенностью такого постановочного подхода являются  индивидуальные репетиции с каждым из приглашенных артистов. Из этого следует итоговая форма спектакля – инклюзивный дуэт или трио. И только в последнем, самом крупном спектакле, где участвуют трое детей, преподаватели проводят совместные  репетиции два раза в неделю в период постановки.


Опираясь на персональные черты характера и конкретные физические возможности ребенка и детей в целом, со временем подбирается музыка, саундтрек к спектаклю. И с этих пор работа довольно сильно начинает закручиваться вокруг различных интерпретаций этой самой музыки. В центре постановки – ребенок. Создатели коллектива хотят показать ускользающую красоту того, что уже есть в нём. С помощью простых движений, которые со стороны для зрителя кажутся таковыми, но совсем не тривиальны для особого ребенка с его психосоматической спецификой, в партнерском взаимодействии участники проходят  целое путешествие по звуковому ландшафту музыкальной партитуры, пластически и эмоционально пытаясь резонировать с ее поворотными моментами и акцентами. Роль хореографии как точной науки здесь относительна. И приглашенному артисту предлагается пройти по некому достаточно широкому коридору, нежели по узкой линии витиеватого узора пластического рисунка. Для ребенка организаторы  пытаются создать художественную среду, в которой он органично, уместно и естественно смог бы проявить себя.


За два года деятельности, постепенно, создатели "Невидимой сонаты" пришли к итоговому формату презентации публике результатов своих трудов. Это своеобразная концертная программа на театральной площадке, где сочетается  набор из ранее созданных  инклюзивных номеров, спектаклей, сценических зарисовок, с добавлением неинклюзивных работ. В рамках именно такого формата, представлены летний (от 18 июня 2017 года) и зимний (от 28 января 2018 года) «Вечер инклюзивного арт-проекта «Невидимая соната»» на сцене Муниципального театра балета «Щелкунчик».


История Максима Полякова 

Жил-да был Маленький Принц. Он жил на планете,которая была чуть побольше его самого. 

Максим научил нас видеть главное, отличать важное от второстепенного. Видеть сердцем- этому мы пока только учимся у "звездного принца". Принять других, слышать не только слова, слышать и принимать все вокруг, принимать себя... Этому еще предстоит научиться. 

Максу 22 года, он взрослый молодой человек, искренне любит своих родных и близких: бабушек, маму и папу, 








 












+7 (965) 830 83 44

culture_dobro@mail.ru